0 800 300 801 Все звонки бесплатные

Архитектурная электроакустика

 

Сегодня, театральные подмостки редко обходятся без систем озвучения и звукоусиления. Залы, оборудованные электроакустическими системами, могут быть отнесены к двум группам: залы, в которых зрители воспринимают звук непосредственно без системы звуковоспроизведения и при помощи системы; это залы со звукоусилением (лекционные и концертные залы, залы многоцелевого назначения); залы, в которых зрители воспринимают звук только при помощи звуковоспроизводящей системы (кинотеатры).

Сегодня, театральные подмостки редко обходятся без систем озвучения и звукоусиления. Залы, оборудованные электроакустическими системами, могут быть отнесены к двум группам: залы, в которых зрители воспринимают звук непосредственно без системы звуковоспроизведения и при помощи системы; это залы со звукоусилением (лекционные и концертные залы, залы многоцелевого назначения); залы, в которых зрители воспринимают звук только при помощи звуковоспроизводящей системы (кинотеатры).

Целесообразность использования систем звукоусиления в залах первой группы, определяется, прежде всего, большими размерами помещения, при которых очень трудно и даже иногда невозможно создать естественные акустические условия. В залах многоцелевого назначения большого объема специальные электроакустические системы помимо усиления звука могут выполнять еще и функции регулирования времени реверберации. Такие системы называются амбиофоническими.

Усиление звука обычно требуется при объемах залов свыше 1500 м3 и при расстоянии до наиболее удаленных слушателей свыше 20 м. В залах с большим звукопоглощением, звукоусиление может оказаться необходимым и при меньших объемах.

Обычно системы звукоусиления в лекционных и театральных залах предназначаются только для усиления речи. Однако при исполнении концертных программ звукоусиление может потребоваться в помощь солистам, выступающим в сопровождении инструментального ансамбля или оркестра.

Вследствие разнообразия форм, высот и объемов залов решение задач звукоусиления требует индивидуального подхода: обоснованный выбор электроакустической аппаратуры, мест размещения микрофонов и громкоговорителей, коррекции частотной характеристики усиления и т. п. Одновременно с решением данных задач рассматривается объемно-планировочное решение зала и размещение в нем звукопоглотителей, так называемых «акустических ловушек».

В залах используется два вида систем звукоусиления: сосредоточенная и распределенная. При сосредоточенной системе громкоговорители расположены в одной части зала, например над эстрадой или по бокам портала. Громкоговорители выносятся вперед и выше по отношению к микрофону. При этом форма зала и характер его обработки не оказывают решающего влияния на восприятие речи или музыки.

С увеличением размеров зала картина меняется. Громкоговорители, расположенные на большом расстоянии от зрителей, способствуют возникновению в зале реверберационного процесса, влияющего на разборчивость речи и восприятие музыки. Здесь уже необходимо учитывать основные принципы проектирования залов.

Распределенная система звукоусиления может быть двух видов:

  • громкоговорители расположены равномерно на поверхностях зала
  • маломощные громкоговорители вмонтированы в спинки кресел. Такая система применяется в залах большой вместимости

В больших залах используется так называемая многоканальная — стереофоническая система, обеспечивающая высококачественное звукоусиление и сохраняющая акустическую пространственную перспективу. Обычно применяется трехканальная (четырёхканальная) стереофоническая система звукоусиления. В тех случаях, когда источники звука перемешаются, для точного стереофонического звуковоспроизведения может потребоваться большее число каналов. Так, в панорамных кинотеатрах используется девятиканальная система звуковоспроизведения.

Основная трудность акустического проектирования залов многоцелевого назначения большой вместимости заключается в том, что для речи и музыки требуется различный акустический режим. При речевых передачах время реверберации меньше, чем при музыкальных. При этом музыка лишается своей звучности, становится как бы сухой и безжизненной, лишенной окраски. Поэтому в залах многоцелевого назначения необходимо управление временем и частотной характеристикой реверберации. Эта задача в настоящее время решается с помощью специальных систем искусственной реверберации и звуковых процессоров.

Таким образом, в залах, оборудованных электроакустическими системами, качество звучания зависит не только от акустических свойств помещения, но и от качества электроакустической аппаратуры. Мощность электроакустических источников звука всегда больше, чем мощность естественных источников. Поэтому отраженная звуковая энергия в таких залах играет меньшую роль, чем в залах с естественной акустикой. Особенно это сказывается в залах, предназначенных для слушания речи. Основным фактором, влияющим на условия восприятия речи, является в данном случае высокий уровень прямого звука на всех местах в зале. В таких залах их форма и обработка ограждающих поверхностей не играют большой роли. При дальнейшем увеличении размера залов повышается значение отраженной звуковой энергии, что сближает залы с электроакустическими системами с залами с естественной акустикой.

Предыдущая Следующая
ОСТАВИТЬ ОТЗЫВ
популярные статьи