Два слова о басах

Удовлетворительное воспроизведение низких частот является одной из наиболее актуальных проблем звукоусиления. Распространение мощных высококачественных автомобильных и домашних аудиосистем привело в последние 15 лет к значительному повышению уровней звукового давления на крайне низких частотах. Качество воспроизведения низких частот серьезно зависит от физического размещения громкоговорителей, а не только от качества самих драйверов и особенностей их акустического оформления. Как салон автомобиля, так и типичная жилая комната имеют наибольшие физические размеры сопоставимые с длинами волн басового диапазона, скажем 3 – 8м. Типичная малая, либо средняя по размеру система звукоусиления излучает низкие частоты в открытое пространство, либо в помещение, размеры которого часто намного больше длины волны на низких частотах. Вдобавок, физические размеры профессиональных НЧ кабинетов и массивов, состоящих из них, значительно больше, чем у автомобильных или домашних громкоговорителей и, следовательно, не могут быть представлены как идеализированные точечные источники.

Таким образом, опыт воспроизведения НЧ в автомобильных и домашних аудиосистемах не всегда может быть применим к малым, средним, либо крупным профессиональным системам звукоусиления. Обычная стереосистема с двумя колонками изначально страдает неравномерностью АЧХ из-за интерференции, что проявляется в наличии максимумов и минимумов звукового давления в пределах стереобазы. Заметность этой интерференции наибольшая на низких частотах. Так называемые «басовые дорожки» или «Hi-Fi – дорожки» есть области, где сигналы правого и левого массивов громкоговорителей интерферируют конструктивно, т.е. суммируется. Между этими «дорожками» есть мертвые области, где вышеназванные сигналы вычитаются или интерферируют деструктивно.

Сравнительно равномерное покрытие области озвучивания низкими частотами можно создать с помощью горизонтальных напольных массивов НЧ кабинетов, либо центрального НЧ кластера. Кроме того, субъективное качество звучания и уровень звукового давления на низких частотах кА в аудитории, так и на сцене менее зависит от акустики помещения благодаря замечательным характеристикам направленности таких массивов, либо кластеров. Пара (правый и левый) подвесных линейных массивов в принципе страдает от «басовых дорожек», но имеет преимущество в исключительной направленности в вертикальной плоскости вплоть до крайне низких частот. Таким образом, очень большие аудитории могут быть озвучены с заданным уровнем звукового давления на низких частотах. Крупномасштабные системы озвучивания требуют особого подхода по сравнению с малыми и средними системами, что выходит за рамки данной статьи