Масштабная инсталляция в Черкасском областном академическом музыкально-драматическом театре им. Т. Г. Шевченко

Данный проект примечателен своей историей, которую можно выразить через известный афоризм Ницше: «Все, что нас не убивает, делает нас сильнее».

Пожар в Черкасском драмтеатре 2015 года мог поставить крест на театральном будущем Черкасс и навсегда оставить без этой жемчужины жителей города. Помещение выгорело практически полностью. Но театр — это не просто здание, в первую очередь, это люди, которые в нем творят и работают, именно благодаря самоотверженности и преданности искусству коллектива театра, он возродился из пепла и получил новую путевку в жизнь.

Нельзя не отметить содействие Черкасской областной администрации, но больше всего усилий для возрождения театра в лучшей интерпретации, положил его нынешний директор — Петро Ластивка, именно благодаря его требовательности в выборе лучших решений, театр получил топовое оборудование, являющееся лидирующим в своей сфере.

Судите сами: в начале 2019 года нами были поставлены важнейшие системы управления звуком и светом, чтобы технические службы театра могли осваивать их заранее, пока продолжается ремонт помещения. Это best of the best мирового рынка шоутехники: звуковая консоль AVID S6L-24C и световая MA Lighting grandMA3. Нашими инженерами было проведено многодневное подробное обучение персонала работе с данными приборами.

Одним из важнейших компонентов обеспечения эмоционального восприятия спектаклей и комфорта зрителей в театре, является звуковая система. Причем каждый слушатель в зале, независимо от стоимости купленных билетов, заслуживает на лучший звук. Именно на это нацелена незыблемая концепция: Democracy for listeners (демократия для слушателей) — одного из топовых производителей профессиональных аудиосистем — d&b audiotechnik, продукцию которого в Украине представляет «Лайтек»

Бренд, который стал фактически иконой в мире профессионального аудио и мечтой для многих артистов и звукорежиссеров мира, инсталлирован в сотнях лучших театров и концертных площадок мира: от Королевского Альберт-холла в Британии до Карнеги-хола в США, от Сиднейской оперы до Национального театра Китая. Подборку инсталляций можно увидеть по ссылке и она очень впечатляет.

Акустический расчет проводился нашим ведущим звукоинженером — Алексеем Малайным. За эти годы было создано несколько проектов под разные серии акустики, но благодаря выходу d&b audiotechik A-Series в конце 2019 года, удалось максимально оптимизировать звуковую систему, которая вложилась в бюджет и отлично подходила по звуковым характеристикам. Последний проект был просчитан летом 2020 года, на нем и остановились. А в декабре комплект уже был смонтирован, отстроен и звучал.

«Отстраивать аппарат было одно удовольствие (а слушать — другое)» – шутит Алексей. «Картинка итогового покрытия совпала с расчетом в Arraycalc, я доволен инсталляцией, у нее огромный потенциал. Учитывая мой опыт звукорежиссерской работы с музыкальными коллективами в большинстве театров страны, это действительно лучшее из инсталлированных решений, на которых довелось поработать. Со многими артистами можно работать сразу, ничего не дозаказывая по райдеру. Хороший пример того, как это должно быть в каждом зале!»

А-серия показала себя с лучшей стороны — невероятная гибкость и потрясающее качество звучания, ставшее визитной карточной d&b. Компактные кластеры, всего по три топа 2х10” массива на сторону, равномерно залили саундом партер и три этажа балконов, а добавленные по расчетам подбалконные подзвучки в некоторых местах остались практически без работы, настолько хорошо справляется основная система.

Сабвуферы были выбраны V-серии, имеющей в своем активе высокую эффективность и врожденную кардиоидность, которая позволила избежать НЧ-гула на сцене, уменьшить вероятность фидбеков на низах, обеспечить максимальный комфорт актерам и удовольствие зрителям в зале. К сожалению, из-за требований архитекторов и дизайнеров не удалось разместить сабвуферы подвесной аркой по центру, как было в первоначальных расчетах, но даже L-R вариант по три саба в каждом подвесном кластере — обеспечил достаточно ровное покрытие и огромный запас по headroom.

Ну и конечно, все это раскачивается усилителями d&b, с мощными DSP, объединенные в общую сеть (в том числе беспроводную), которая позволяет управлять ими как с планшета, эффективно контролировать и мониторить состояние системы на экране монитора звукорежиссера, проверять целостность всех динамиков и их кондицию за одну минуту.

Мониторное оборудование и прострелы: хорошо зарекомендовавшая себя активная акустика из Италии — dBTechnologies. В качестве микрофонных радиосистем используются цифровые Shure ULX-D — 16 каналов, в том числе 10 каналов с гарнитурами TWINPLEX и 6 каналов ручных с картриджами BETA58 и KSM8. Парк шнуровых микрофонов и наушников также базируется на продукции Shure

Все RF-устройства заведены на сплитер, а активные направленные антенны расположены за кулисами. Организовано управление системами по сети через Shure WWB. Коммутация выполнена кабельной продукцией Tasker (Италия).

Помимо звукорежиссерской комнаты в окне под балконом, где базово располагается пульт, предусмотрено отдельное подключение по центру зала для выноса микшерного пульта и другого оборудования в случае ответственных мероприятий, требующих максимально точного контроля и то самое райдерное «пульт по центру»

Свету уделено не меньше внимания. Лучшее в мире специализированное театральное оборудование: ETC (США), DTS Lighting, Spotlight (Италия), а также Pro Lux (Китай) подобранное нашими инженерами, управляется самым райдерным на планете световым пультом MA Lighting grandMA3, в качестве силовых и диммерных шкафов, используется надежное британское оборудование Zero 88. Дымовые эффекты обеспечиваются продукцией Smoke Factory.

В результате — театр претендует на звание одного из наиболее профессионально и качественно оснащенных в нашей стране и ближнем зарубежье. Проект, в который мы вложили душу и знания, где практически все сделано так, как должно быть и как хотелось. Еще один объект, который благодаря «Лайтек» стал эталоном оснащения и технического совершенства, а также образцом для подражания другим подобным объектам.