Основным выразительным средством в искусстве студийной фотографии является студийный свет. От мастерства создания и управления световым потоком зависит качество интерпретации образа снимаемого объекта или модели и его преподнесение. Источники освещения различаются в зависимости от месторасположения в студии и оказываемого эффекта на снимаемый объект. Прежде, чем купить студийный свет определенного вида, необходимо иметь четкое представление каких именно светоэффектов следует добиваться в своей работе. Различают такие виды студийного света:
Рисующий источник (key light)
Это главный источник. Его задачей является проявление объёма и подчеркивание фактуры. Рисующий свет располагают в ближнем секторе перед моделью и выше оси съемочного объектива. Эффект, создаваемый таким одиночным источником света, интересен своим светотеневым и светотональным рисунком и способностью активно «выхватывать» модели из пространства широкими яркими мазками.
Заполняющий (Fill light)
Такой вид света освещает всё пространство мягким светом и используется для смягчения светотеневого рисунка. Используя софт-бокс либо свето-отражающую панель (лайт-панель) можно добиться эффекта выравнивания теней, сделать их менее глубокими и густыми на объекте съемки.
Фоновый (Back Light)
Задачей такого источника – создание тонального баланса, придание глубины и объема фотографии. Он должен освещать только фон, не освещая модель и отделяя ее от фона. для создания таких эффектов применяются источники жесткого света, которые формируют световое пятно определенной формы и размера или равномерно освещают фон.
Контровый (акцентирующий)
С помощью контрового света, скользящего в сторону объектива, можно дополнительно подчеркнуть фактуру волос, одежды, выделить силуэт, создать блики. Источник света располагается в дальнем секторе за моделью в боковой плоскости.
Моделирующий
Правильно работать с таким видом света умеют фотомастера высокого класса, так как при неправильном его использовании можно нарушить световую палитру, снизить контраст и т.д. Таким образом, основными задачами студийного освещения всех видов является имитация естественного света, создание и подчеркивание объема и фактуры, передача настроения снимка, подчеркивание достоинств портретируемого и скрывание недостатков. Этих эффектов мастера фотодела добиваются путем изменений силы, направления и качества освещения.