Инсталляция dBTechnologies в Национальном цирке Украины. Часть 1.

Национальный цирк Украины — важный и ответственный объект, формирующий культурный облик столицы нашего государства. Это один из старейших стационарных цирков в Украине, ему в прошлом году исполнилось 60 лет. С юбилеем, кстати!

Расположено здание в Киеве на площади Победы, вместимость около 2000 мест. К такому почтенному возрасту, цирк, безусловно заслужил на обновление парка оборудования, и мы гордимся тем, что для его модернизации были использованы многие из наших брендов, такие, как: dBTechnologies, MA Lighting, Shure, DTS, ProLux, АМС и т.д.

Модернизация звукового комплекса

Арена цирка — всегда очень сложный акустически объект и решение задачи равномерной озвучки с минимумом отражений и хорошей разборчивостью, непростая задача для звукоинженеров-проектировщиков. И тут стоит упомянуть несколько факторов:

  • Во-первых, сам купол цирка служит собирательной «чашей» для звука, создающей множество отражений и значительно увеличивающий время реверберации, что ухудшает разборчивость и качество звучания. Поэтому важно направить максимум звуковой энергии на аудиторию и минимум — в конструкцию купола.
  • Во-вторых, зрительные места расположены по кругу в амфитеатре и звук должен приходить одновременно и равномерно покрывать места всех зрителей. То есть АС должны располагаться на одинаковом расстоянии от публики и иметь соответствующую дисперсию.
  • В-третьих, большая высота купола 22 метра и необходимость сохранить возможность работать воздушным гимнастам и акробатам, что значительно ограничивает возможности для подвеса.
  • В-четвертых (следствие из третьего) – большая задержка в приходе звукового сигнала, если располагать акустические системы в цоколе. Соответственно большая сложность работы вживую артистам, певцам и даже танцорам.

Отголоски прошлого

Предыдущий вариант озвучки, состоял базово из четырех 15″ точечников в верхней центральной части купола и четырех 18″ сабвуферов, расположенных вертикально (в End Fire Array), фронтом вниз, за решеткой купола. Впрочем, они до сих пор там)

Если вариант с сабами можно отметить за достаточно интересную идею, то решение с топами абсолютно не выполняло возложенные на него задачи, колонки данной конфигурации не могли обеспечить достаточное давление и разборчивость на таком расстоянии от зрителей. А расположение их у основания купола, помноженное на неконтролируемую дисперсию, провоцировало огромное количество отражений от стен. Результат — кашеобразный, гудящий, неразборчивый, «ватный» звук для зрителей.

Проблемы пытались решить с помощью звуковых «костылей», подвесив еще некоторое количество акустических систем по залу, но если для какой-то зоны удалось добиться улучшений, то для остальных становилась еще хуже, добавлялись несогласованные по времени источники звука, добавлявшие «каши» в звучание.

Круговая оборона

Вопрос нужно было решать кардинально иначе, для этого мы отправили на помощь одного из опытнейших специалистов в стране, нашего ведущего звукоинженера — Алексея Малайного, который предложил свой проект решения. Точку зрения пришлось довольно долго отстаивать и обосновывать, а также идти на взаимные компромиссы, но в итоге победили законы физики.

«Задача была сложной, как технически, так и психологически — если бы не утвердили мой вариант, плана Б с подобным же качеством решения я не видел. Но здравый смысл восторжествовал!»

Идея состояла в том, чтобы по кругу разместить линейные массивы, каждый из которых, с заданной дисперсией накрывал бы свой сектор амфитеатра и ничего более лишнего не цеплял. При этом опустить их максимально низко и близко к зрителям. Отдельный небольшой массив, направленный на сцену, был предусмотрен со стороны ворот под оркестром. Таким образом, решалось сразу несколько проблем:

  1. Было получено одинаковое расстояние от кластеров линейных массивов до зрителей по всему амфитеатру и более не требуется никаких зональных подзвучек. При этом каждый сегмент зрительного зала слышит фактически только свой массив, поэтому они друг-другу не мешают и не вносят «кашу».
  2. За счет более близкого расстояния и меньшего объема воздуха между АС и зрителем, более эффективное использование звукового давления акустики, меньшие потери на ВЧ.
  3. Благодаря контролируемой дисперсии, звуковая энергия поступает туда, куда нужно и отражения от купола минимальны.
  4. Минимизация задержки практически вдвое (задел на будущее)
  5. Отдельный мониторинг для сцены на гораздо более близком расстоянии, чем main PA.

Самым сложным было осуществить подвес на такой высоте, чтобы при этом ничего важного не задеть и не мешать такелажу для воздушных трюков, без которых немыслим цирк. Вокруг этого было наибольшее количество споров, но в итоге нашли места и удалось опустить систему на 8-9 метров, что практически вдвое приблизило системы к зрителю. Это была уже победа!

Выбор системы

Когда концепция была готова и утверждена, осталось выбрать и просчитать акустику. Учитывая, что это бюджетное заведение, а кластеров требовалось минимум 4 с хорошим углом покрытия, системы должны были быть не очень дорогими, но качественными. Выбор пал на 8” трехполосные линейные массивы dBTechnologies DVA T8. На их стороне была доступная стоимость, легкая, но при этом активная конструкция с усилителем и DSP-процессором, достаточная дисперсия и достойное качество звучания. В итоге получилось по 6 топов на каждый из 4 массивов + 3 топа на мониторный кластер, всего 27 х DVA T8.

Реализация

Для подъема и подвеса массивов использовали электрические лебедки Pro LUX E-HOIST 1000, это было первое их применение после сертификации в Украине, как видим, достаточно успешное, уже год висят без проблем. Естественно, все системы подключены к сети RD-Net и каждой колонкой можно управлять с места звукорежиссера. Сколько ушло сотен метров кабеля, скромно упустим. Хорошо, что акустика активная и нет потерь на акустическом кабеле.

К сожалению, из-за бюджета, остались старые сабвуферы за куполом. Это пока сводит на нет преимущества уменьшившейся задержки (приходится задерживать топы), но в планах будущей модернизации — заменить сабы и разместить новые, более эффективные по кругу арены, встроив в ее борт. Тогда можно будет воспользоваться сокращением расстояния сполна.

Сигнал с пульта приходит по цифре (AES/EBU) в процессор dBTechnologies AC26N, который находится наверху, над куполом, таким образом минимизируются возможные потери на аналоговой передаче аудиосигнала. Процессор также подключен к RD-Net и управляется дистанционно. Сигнал раздается на 4 кластера линейных массивов и сабвуферы.

Что еще по звуку?

Помимо акустики в основном зале, цирк обновил систему оповещения в фойе, где старые советские трансформаторные системы озвучивания были заменены на современные симпатичные AMC Baltic ViVA8. Что интересно, удалось использовать старую проводку и новые усилители. Также добавились рупорные всепогодные системы для улицы.

Позже цирк приобрел радиомикрофоны Shure QLXD, мониторные радиосистемы PSM900… подробнее во второй части статьи.

Звучание

Безусловно, саунд преобразился, это теперь абсолютно другой уровень, профессионального озвучивания, отвечающий современным требованиям. Ватный, кашеобразный и неразборчивый звук ушел в прошлое. Появился инструментарий для точной и удобной настройки каждого элемента системы с места звукорежиссера.

«Наверное впервые в этом зале было достигнуто такое равномерное и разборчивое звучание для большинства точек аудитории. Слышно каждое слово, четко передается артикуляция и тембр. Это просто чудо и огромный рывок вперед после того, что мы имели раньше. Работать стало намного приятнее, а результат теперь предсказуем и управляем» — Евгений, звукорежиссер национального цирка.

Наконец в звуке появилась динамика, фактура, так необходимая для эстрадных выступлений и танцев, а оркестр зазвучал на полную грудь. Райдерные системы персонального мониторинга позволяют вокалистам больше не обращать внимания на задержки, цифровые радиомикрофоны позволили выйти на новый уровень звучания вокала.

Световое оборудование:

Световое оборудование заслуживает отдельного материала, который мы планируем в недалеком будущем. Кратко: это пульт MA Lighting, световые приборы DTS, пушки Pro Lux LUX LED FOLLOW 600 ZOOM + лебедки ChainMaster.

К сожалению, чуть более, чем через месяц, после звуковой реконструкции в январе 2020 и старта захватывающей программы «Африка», на которой мы успели побывать, чтобы убедиться в качестве инсталляции и новых возможностей, случился локдаун и пандемия. Практически год цирк полноценно не работал и только сейчас начинают опять появляться афиши и новые преставления. Пожелаем удачи гордости Украины — Национальному цирку!